Совсем скоро я свяжусь с вами по указанному номеру телефона
Причины аффективных вспышек в возрасте 2,5 года
Возраст раннего детства, от 1 до 3 лет, характеризуется тем, что ребенок переходит от полностью подчиненного положения, от полной зависимости от взрослого к совместной деятельности вместе со взрослым, к взаимодействию с окружающим его миром. И этот переход содержит несколько моментов, которые могут быть связаны с аффективными вспышками.
Начинают усваиваться формы поведения в обществе, нормы поведения и это непростой и противоречивый для ребенка процесс. Ему трудно удерживать себя от сиюминутного удовлетворения своих желаний и такие попытки вызывают неудовольствие. Невозможность оценить свои мотивы по значимости и расставить их в сложноподчиненных отношениях друг к другу не только вызывает конфликт стремлений, но и являет своим результатом то, что некоторые требования взрослого кажутся ему несовместимыми.
В то же время в процессе общения возникает необходимость в похвале, ласке, прививается чувство стыда, как форма контроля поведения. Ребенок огорчается, когда им недовольны. И испытывает фрустрацию, не получив ожидаемую им похвалу.
Взаимодействие с окружающими выливается в склонность к подражанию взрослым и легкому заражению чувствами других людей. Причем подражание, воспроизведение поведения взрослого может быть отсроченным. Поэтому аффективная реакция может быть навязана примером извне.
Также этот возраст связан с возникновением предметной деятельности, исследованием окружающего мира, освоением орудий. Взаимодействие с предметами идет в основном методом проб и ошибок. И провал попыток в удовлетворении желаний, связанных с предметами, может сопровождаться отрицательным аффектом.
Ну и наконец, кризис этого возраста, «кризис 3-х лет», связан со стремлением к самостоятельности. Его можно описать одной фразой — «Я сам». В этот период отношения ребенка и взрослого кардинально меняются и сопровождаются элементами негативизма, такими как: упрямство, своеволие, протест и т. д. Такое поведение связано с потребностью воплотить свою волю, утвердить свою власть, заставить других признать себя. Оно может идти вразрез с собственными желаниями ребенка, его необходимость в манифестации своего Я оказывается сильнее.
Все перечисленные моменты, конфликты внутри процессов, результаты самих процессов могут вызывать различную аффективную реакцию, в том числе и истерику.
Рекомендации, направленные на ребенка (превентивные меры и экстренные)
Ребенок должен быть вовлечен в деятельность. Его исследование должно проходить самостоятельно, но под ненавязчивым контролем. Если у него долго что-то не получается, следует ему помочь, но не делать все за него. Можно также переключить его интерес на другую деятельность. Переключение с одной деятельности на другую в этом возрасте происходит легко. Это можно также использовать и как экстренную меру в случае уже возникшей истерики.
Если ребенок неподобающе себя ведет, следует ему объяснить, почему не следует так делать, а также почему и как ему нужно себя вести. 1-3 года — сензитивный период для развития речи и к 2,5 годам ребенок уже хорошо понимает, что взрослые ему говорят. Поощряйте как успехи ребенка в деятельности, так и правильное поведение. Объясните ребенку, что вы им недовольны, если он ведет себя плохо. Отсутствия похвалы и выражения недовольства ребенком в большинстве случаев достаточно для закрепления приемлемых норм поведения.
Однако даже в случае усвоения норм поведения истерики будут случаться из-за кризиса этого периода и выраженного негативизма. Естественно, невозможно удовлетворить все требования ребенка в этот период, поэтому нужно предоставить ему возможность реализовать эти проявления самостоятельности в игре. Как в качестве превентивной меры, так и в качестве экстренной, для предотвращения истерики. В 2,5 года ребенок уже способен к наглядному-образному мышлению, это еще не полноценная ролевая игра, но игра-подражание с наделением предметов символическим смыслом. Таким образом возможно воспроизведение ситуаций для проявления самостоятельности.
Рекомендации для самого родителя
Нужно понимать, что эмоциональные вспышки в данном возрасте, особенно в период кризиса, неизбежны, чтобы вы не делали. На это не влияет то, чему вы научили ребенка, как вы его воспитали, это нормальный процесс и именно так стоит к нему относиться.
Подходите тактично к проявлениям негативизма, не кричите, не наказывайте. Эти проявления можно отличить от обычного непослушания, они часто противоречивы в плане мотивов самого ребенка, являются полной противоположностью вашим требованиям, сопровождаются особым упрямством и имеют ярко выраженный характер. Чаще всего это выглядит как своего рода заявление, и это заявление и является целью. Перенаправляйте стремления ребенка в другую область, в игру. Будьте терпеливы, периодических истерик вам все же не избежать, они часть развития и становления ребенка.
Также помните, что вы — пример для подражания. Ребенок копирует ваше поведение, и если вы при нем кричите, ругаетесь с другими людьми, он потом может использовать это в качестве базы для своей реакции на похожие ситуации.
Ни в коем случае не пресекайте и не высмеивайте тягу ребенка к самостоятельности. Вместо этого развивайте и поощряйте ее в разумных пределах. Уделяйте своему ребенку достаточно внимания, нужно помнить, что он особенно нуждается в ласке, любви, похвале. И эмоциональные вспышки могут быть просто способом привлечения этого самого внимания.
Автор:
Понятовский Роман Валерьевич
«В своей работе я использую современные методы и индивидуальный подход. Консультирую очно и онлайн»