Совсем скоро я свяжусь с вами по указанному номеру телефона
Публикация в рамках конференции «Между реальным и виртуальным» (2017, Спб)
Современная культура имеет немало уникальных особенностей. Информационные технологии плотно вошли в жизнь каждого и во многом определяют содержание жизненного опыта. Мы получаем доступ к огромному количеству информации, благодаря всевозможным устройствам, и сам процесс стал невероятно простым, элементарным.
Но невозможно не заметить, что получаемая информация обладает определенными качествами. Прежде всего, она по большей части визуальная. Причем формат ее подачи все дальше отходит от текстового, благодаря интенсивно развивающейся компьютерной графике.
И если эффект от преобладания визуальной информации незначительно сказывается на людях по определению взрослых, выросших вне технологического бума, то подрастающее поколение, чей мыслительный аппарат находится в активной фазе становления, подвержено серьезному влиянию.
Это не хорошо и не плохо, это особенность эпохи, и культура должна развиваться, так или иначе, но наша задача, как психологов, понять, какое воздействие оказывает доминирование визуальной информации на процесс развития мышления и его структуру.
Детские игры. Игра является неотъемлемой частью развития любого ребенка. Это процесс, включающий в себя обращение к фантазиям, апробирование различных ролевых моделей, первые социальные контакты со сверстниками и т.д. Игра развивает, благодаря работе воображения, когда вспомогательными объектами игры являются фигурки, кубики, палки и другие подобные игрушки. Но современные дети немало времени проводят, играя с телефоном, планшетом или компьютером.
Проблема современной компьютерной графики, как ни странно, в том, что она слишком хороша. Даже видеоигры 80-х, 90-х годов требовали фантазирования, т.к. по экрану бегали персонажи из разноцветных квадратов, а фон был наложенным изображением. Нынешние же видеоигры очень реалистичны. Их игровые миры не оставляют места воображению, предлагают только пассивное восприятие, несмотря на возможность управления.
Преобладание современных видеоигр в досуге ребенка может не дать развиться операциям абстрагирования, обобщения, поиска подобия, формируя конкретно-образное, узкое мышление.
Словесные и образные представления. Нередко можно услышать, как счастливая мама хвастается тем, что ребенок еще плохо говорит, но уже вполне освоил управление сенсорным телефоном и проводит с ним много времени. Преобладание визуальной информации ставит вопрос значения слова в структуре мышления.
По У. Биону [1] процесс развития мыслительного аппарата состоит из формирования и модификации альфа-элементов — согласованных структур из бета-элементов во главе с избранным фактом, который определяет всю конструкцию, дает ей имя. Очень часто таким фактом становится именно слово. Слова, являясь носителями смысла и его представителями, создавая в дальнейшем связи и отношения во всей совокупности структур, придают мыслительному аппарату «словесную» суть. Такое мышление оперирует информацией с помощью слов, что включает в себя передачу, получение и модификацию смысла.
Но что, если из-за преобладания визуальной информации избранными фактами структур будут становиться не слова, а образы, причем в подавляющем количестве?
Такое образное мышление имеет право на жизнь, но исключает возможность обмена, т.к. упускает нечто важное. Слово принадлежит как минимум двоим, оно кем-то сказано и кем-то услышано, и является порождением обмена. Образ же замкнут на себя и по большей части не пригоден для коммуникации.
В крайнем варианте можно получить картину, сходную с клинической, когда ребенок может отразить свои мысли в рисунке, но не может их высказать. Но такая ситуация все же маловероятна по следующей причине: «избранность» слова как ключевого элемента не столько в частоте его появления, сколько в том, что оно исходит от значимого другого, чего нельзя сказать об образе. Тем не менее, большое количество визуальных источников информации в поле проживаемого опыта ребенка может сказаться на объеме словарного запаса и способности выражать свои мысли.
Выражение чувств, алекситимия. Не нужно далеко ходить за примерами образного мышления. Достаточного зайти на подростковый развлекательный сайт или аналогичную группу в соц. сети Вконтакте. Вам сразу бросится в глаза наличие огромного количества так называемых «мемов». Обычно это изображения, отражающие какую-либо эмоцию или ситуацию. Беглый осмотр публичной переписки на подобных сайтах сразу укажет вам, как эти «мемы» используются.
Подростки прибегают к ним, когда им нужно выразить какое-либо чувство. Вместо описания того, как они относятся к тому или иному поводу для обсуждения, будет вставлена подходящая к их ощущениям картинка. Можно также встретить вариант по шаблону «то чувство, когда», где описывается ситуация, а не связанные с ней чувства, и предполагается, что получатели сообщения обладают аналогичным «тем чувством, когда», чтобы понять, что имеет ввиду отправитель.
Не нужно говорить, что такая коммуникация полна непонимания и потери важнейших нюансов общения. Имеет место некоторое шаблонизирование чувств, сведение всего спектра эмоций к конечному набору заготовленных картинок.
Конечно, при словесном общении мы также вкладываем в слова различный, уникальный для каждого смысл, но как было сказано ранее, слова есть порождение обмена, и именно в обмене находится общий знаменатель смысла. Попытка придать образу коммуникативное свойство не всегда удачна, образ здесь скорее опосредует взаимодействие между людьми, чем сближает их в процессе обмена.
Алекситимия, неспособность высказать свои чувства словами, обычно указывается в качестве симптома, сопутствующего психосоматическим заболеваниям. И на мой взгляд, корреляция образного мышления и алекситимии имеет место, что требует, тем не менее, проверки с помощью соответствующих исследований.
Нужно ли что-то делать? Является ли преобладание визуальной информации пагубным, а возникающие вследствие это модификации мышления нежелательными, требует дальнейшего выяснения.
Вполне может быть, что такое положение вещей не более чем продукт своей эпохи, уникальный маркер современной культуры.
Возможно, излишнее увлечение визуальными образами компенсируется на стадии начальных классов, благодаря школьной программе и педагогической деятельности.
Можно сказать, что поднятый вопрос нуждается в дальнейшем изучении, наблюдении и оценке.
Используемая литература:
У. Р. Бион. «Научение через опыт переживания» (1962). М., Когито-Центр, 2008.
Автор:
Понятовский Роман Валерьевич
«В своей работе я использую современные методы и индивидуальный подход. Консультирую очно и онлайн»