Совсем скоро я свяжусь с вами по указанному номеру телефона
Известный факт, что обучение не останавливается после получения профессии в профильном учреждении. Устраиваясь на работу и оказавшись в профессиональной среде, человек начинает понимать, что еще очень многое предстоит узнать, переосмыслить, впитать вместе с опытом. И что некоторые знания можно получить только спрашивая более опытных коллег. Многие коллективы не только не запрещают, но и поощряют передачу опыта от более старших коллег к более младшим, в том числе с помощью ответов на вопросы.
Но даже если вопросы поощряются, не так уж редка ситуация, когда человека сковывает его незнание. Он не хочет дергать коллег, он не хочет показаться глупым, он чувствует себя уязвимым и слабым из-за того, что что-то не знает и вынужден спрашивать. Давайте выясним, почему люди боятся задавать вопросы на работе.
Школьная система
Все мы учились в школе и знаем заведенные там порядки. Школа культивирует знание, как главный критерий успешного ученика. Учителя хвалят того, кто выучил уроки, и ставят ему пятерку, ругают того, кто не выучил и ставят тому двойку. Это создает однозначную систему смыслов, где знание – это хорошо, а незнание – плохо.
Проблема в том, что школьная система не применима в рабочей среде. Главный критерий успешной работы – эффективность. Важно, насколько сотрудник может полезно и верно распорядиться своим временем, внося вклад в деятельность организации. Поэтому в нормальной рабочей среде поощряется то, что способствует эффективности, в том числе и задавание вопросов. Чем быстрее новый сотрудник освоится, тем быстрее он сможет полноценно участвовать в работе. Если работник вместо того, чтобы самому долго разбираться в непонятном, сэкономил время, спросив и получив нужную информацию, он верно подошел к рабочей задаче с точки зрения эффективности.
По идее, обучение после школы, должно бы отучивать людей от школьной системы. Пространство высшего образования должно быть более свободным. Должна поощряться любознательность, способность к исследованию интересующих проблем, общение с преподавателями, как с опытными коллегами с богатым опытом. Студент не должен бояться задавать вопросы. К сожалению, высшие учебные заведения нередко остаются в рамках школьной системы, отличаясь только набором предметов. Это не позволяет сформировать для будущего работника новый, позитивный смысл незнания. После обучения человек может по-прежнему стесняется спрашивать.
Страх негативной реакции
Другой стороной проблемы является ожидание неприязни, злобы, ругани или других негативных проявлений со стороны того, у кого спрашиваешь. Корни этого явления лежат в нашем опыте, а конкретно в наших отношениях со значимыми взрослыми нашего детства. Прежде всего речь идет о родителях.
Дети любознательны, им все интересно, они хотят узнавать окружающий мир и нередко засыпают взрослых потоком вопросов, как простых, так и сложных.
Не всегда у взрослых получается мягко, по-доброму и с интересом реагировать на вопросы, поощряя ребенка их задавать. Взрослые могут быть заняты, утомлены и раздражены, могут находиться в депрессии. И тогда следует резкая реакция на вопросы ребенка. Ему говорят отстать, замолчать, могут даже накричать или наказать, за то, что достает взрослых. Ребенок впитывает эту реакцию. Он запоминает, что вот так люди могут реагировать на вопросы, и ожидает ее в будущем, когда вырастает. Возникает боязнь задавать вопросы.
На деле же, в нормальном рабочем коллективе старший коллега заинтересован в том, чтобы обучить младшего. Чем быстрее новичок освоится, тем быстрее он полноценно разделит рабочие обязанности. Также, если есть проблема, требующая решения, старшему коллеге лучше о ней узнать из вопроса, чтобы можно было своевременно среагировать, это может избавить его от возможных трудностей. Передача знаний нередко входит в прямые обязанности старшего сотрудника, которые он должен добросовестно выполнять, это часть его работы. В целом, вопросы – это нормальная часть рабочей коммуникации, позволяющая коллегам совместно справляться с трудностями.
К сожалению, можно попасть в коллектив, где все же встречается негативная реакция на вопросы. Причины те же, что и в детстве – занятость, утомление, депрессия, выгорание коллег. Это может быть признаком плохо организованного рабочего пространства. Такие коллективы не позволяют учиться и эффективно расти, создают сложности новым сотрудникам. В таком коллективе стесняются задавать вопросы на работе. С задачами приходится справляться с большими трудностями и сопротивлением.
Глупый ли тот, кто спрашивает
Человек может бояться, что его посчитают глупым, если он что-то не знает. Может казаться, что лучше спрятать незнание, чем показаться недалеким в глазах коллег.
Во-первых, для того чтобы задавать вопросы, нужна работа ума. Нужно определить область вопроса, понять и отрефлексировать недостаток знания, корректно сформулировать вопрос. Хорошо составленный вопрос уже является немалой работой по получению информации. Как психолог, я знаю, как много зависит от того, как, когда и что спрашиваешь. Эффективные вопросы являются мощным и гибким инструментом для раскрытия и решения проблемы.
Во-вторых, невозможно знать все. Процесс обретения знаний, в том числе в профессиональной сфере, только стремится к их приумножению, но по сути является бесконечным и не может быть завершен. Даже старшие и опытные коллеги имеют вопросы.
Вся научная деятельность построена на незнании, на возникновении вопросов, требующих ответа. Великие прорывы в науке были совершены только благодаря тому, что люди не стеснялись задавать вопросы о мироздании, не боялись сомневаться. Исследование начинается с вопроса. А любознательность является важнейшей движущей силой человечества.
Мудрый человек не боится незнания. Он принимает его как неотъемлемую часть жизни. Так он оберегает себя от невежества, ведь оно возникает, когда кто-то говорит себе, что знает все, что ему все понятно. Именно в этот момент человек становится слеп к новому знанию и перестает развиваться.
Автор:
Понятовский Роман Валерьевич
«В своей работе я использую современные методы и индивидуальный подход. Консультирую очно и онлайн»