Совсем скоро я свяжусь с вами по указанному номеру телефона
Публикация в рамках конференции «Фрейдовские чтения 2018» (ЧОУВО «ВЕИП»)
Понятовский Роман Валерьевич
психолог-психоаналитик,
г. Ростов-на-Дону
E-mail:
Ершова Светлана Константиновна
доцент, кандидат психологических наук,
заведующая кафедрой психотерапии ЧОУВО «ВЕИП»,
г. Санкт-Петербург
E-mail:
Интернет-технологии в настоящее время проникли почти во все области человеческой деятельности, психологическая отрасль также не осталась в стороне. Более того, сфера услуг психологической помощи, прежде всего основывающаяся на коммуникации, получила в свое распоряжение набор инструментов, существенно расширяющих способы ее реализации в отношении конечного пользователя, не только при непосредственном участии специалиста, но и автономном режиме. Попробуем представить эти способы, основываясь на классификации В. Меновщикова [5].
1) Информационные ресурсы. На данный момент в российском сегменте Интернета насчитывается не менее тысячи веб-сайтов, претендующих на отношение к психологической тематике [9]. Однако оценка их содержания показывает, что значительная часть не имеет непосредственного отношения к научной психологии. Такие сайты предлагают материал низкого качества, сопряженный с эзотерическими практиками, либо написанный неквалифицированными авторами. Веб-сайты, которые в полной мере соответствуют критериям качественного психологического ресурса, можно поделить на 4 категории: официальные электронные библиотеки, институциональные репозитории вузов, виртуальные психологические библиотеки и электронные собрания статей по психологии [2]. Конечный пользователь преимущественно обращается к последним двум категориям. Обращение происходит посредством поисковых систем, но анализ выдачи этих систем по тематическим запросам указывает на низкое качество предлагаемого материала [3]. Таким образом, в плане самопомощи, эффективность поиска решения целиком зависит от способности пользователя фильтровать некачественный и нерелевантный контент. Информационные ресурсы представляют собой первичный этап поиска помощи.
2) Курсы самосовершенствования. Данная категория имеет аналогичную проблему. Немалое количество предлагаемых тренингов, коучингов, видео и аудиокурсов не представляют собой квалифицированную услугу. При выборе пользователь в существенной мере ориентируется на личность тренера, что сводится в конечном счете к эффективности маркетинговой кампании последнего. Тем не менее, осуществив целесообразный выбор, пользователь может получить необходимую помощь, отвечающую его запросу. Тренинг является широко применяемым форматом психологической практики, веб-сайт в этом случае выполняет роль инструмента, устанавливающего связь между клиентом и специалистом. Автономные курсы в формате лекций используются в основном в качестве обучающего материала, например, на портале Univertv.ru [13].
3) Ресурсы онлайн-тестирования. Представляют собой наборы разработанных, либо переведенных в электронную форму тестовых методик. К плюсам можно отнести широкую доступность для пользователей сети, мгновенную выдачу результатов. Минусы заключаются в отсутствии способа проверки валидности для пользователя, наличии множества непрофессиональных тестов, накоплении информации владельцами сайтов, что ставит вопрос этичности подобных действий. Тесты в таком формате могут быть эффективны, когда курируются специалистами и используются в качестве дополнительного материала при осуществляемом интернет-консультировании [5, с. 80-84]. Как инструмент самоанализа онлайн-тесты малоэффективны. Их широкая представленность и подача пользователю как средства досуга сказывается на отсутствии рабочего настроя, пассивное ожидание выдачи результатов не располагает к интроспективному процессу.
4) Ресурсы, информирующие о психологических услугах. К данной категории следует отнести корпоративные сайты, личные страницы и каталоги практикующих психологов различных направлений. Единственная цель ресурсов подобного типа — осуществить перенаправление пользователя с психологическим запросом на нужного ему специалиста. В настоящее время интернет-представительство для психолога является существенно необходимым. Отсутствие возможности технической реализации собственного веб-сайта компенсируется наличием популярных каталогов со свободной регистрацией, например, www.b17.ru, psiholog.ru.
5) Ресурсы группового взаимодействия. Существуют в виде форумов, открытых и закрытых дискуссионных комнат на базе социальных сетей и специализированных площадок. В фокус взаимодействия ставится групповая динамика, возможность быть услышанным, квалифицированная помощь ведущего. Общение может проходить асинхронно, либо в реальном времени. В зависимости от специфики участникам может предоставляться полная анонимность. В существующих разработках была реализована практика волонтерского участия для ведения дискуссий, при которой отбор, подготовка и супервизирование волонтеров выполняется специалистами [7, с. 83-86].
6) Интернет-консультирование в асинхронном режиме. Представляет собой обмен текстовыми сообщениями через сервис веб-сайта, либо посредством e-mail. Данная практика имеет свою специфику. Переписка по почте позволяет обдумать полученную корреспонденцию и свой ответ, общение может проходить интенсивно в виде серии писем, часто консультирование такого рода продолжается не более суток [1], история общения сохраняется и может быть проанализирована впоследствии. Тем не менее, возможности консультанта серьезно ограничены. Отсутствует общение лицом к лицу, что препятствует эмоциональному обмену и установлению раппорта, смысловая интерпретация сообщения ограничена спецификой текстового изложения и способностью клиента и консультанта в письменном виде передать нужную информацию. Несмотря на существенные недостатки, различные исследования в этой области все же указывают на целесообразность подобной практики [5, с. 92]. Несмотря на возрастающую популярность консультирования с использованием видеотехнологий, взаимодействие посредством почтовых сообщений занимает свою нишу и является для многих предпочтительным ввиду анонимности, асинхронности обмена, нежелания или невозможности непосредственного контакта.
7) Интернет-консультирование в реальном времени. Реализуется с помощью сервисов онлайн-чата и потокового видеообмена посредством программного продукта MS Skype. Использование последнего представляет собой наиболее активно развивающийся и интегрируемый в консультационную практику формат. Опыт консультирования через сеть в реальном времени в наибольшей степени приближен к традиционному психотерапевтическому взаимодействию, но не полностью ему идентичен, т.к. опосредованность общения клиента и консультанта по-прежнему имеет место. Существуют различные разработки в данной области. Возможность взаимодействия с консультантами различного профиля посредством текстовых, аудио и видеосообщений реализована на веб-сайте Liveexpert.ru, пользователь может найти подходящего ему специалиста и немедленно к нему обратиться [7, с. 18-23]. Группой психологов был основан проект Skype help-psiholog для помощи в чрезвычайных ситуациях [7, с. 74-80]. Специалисты находятся в круглосуточном доступе, обращение является бесплатным. Государственные организации также предоставляют подобную услугу, например, Московская служба психологической помощи населению (МСППН) и психологическая служба МЧС.
Вызывает интерес опыт интернет-консультирования с использованием методик арт-терапии. Имеются сообщения о применении в подобной практике методики «Каракули Д. Винникотта» [6, с. 122-124], средств кинотерапии [7, с. 38-42]. Существуют два сходных проекта, нацеленных на онлайн-консультирование посредством метафорических карт: PsyCards и «Метафория» [10]. В обоих с помощью виртуальной среды реализован опыт сеанса МАК с участием ведущего, организующего связь через Skype. Имеется исследование положительного влияния на синдром эмоционального выгорания [8]. Разработанные приложения, тем не менее, не содержат алгоритмов методик для самостоятельного использования.
Следует выделить несколько разработок, ориентирующихся на практику самопомощи: проект «Паника Онлайн» для терапии панического расстройства [4], проект самопомощи на основе творческой терапии М. Бурно [7, с. 81-83], проекты автоматизированных интерактивных приложений Ellie и Woebot, которые имитируют присутствие консультанта-психолога в виде собеседника-бота. Имеются данные исследований о положительном влиянии такого взаимодействия [12].
Таким образом, практика интеграции психологических услуг в Интернет показывает нам, что разработки в этой области возможны, нужны и целесообразны.
Автор:
Понятовский Роман Валерьевич
«В своей работе я использую современные методы и индивидуальный подход. Консультирую очно и онлайн»