Совсем скоро я свяжусь с вами по указанному номеру телефона
В настоящее время можно выделить несколько основных образов, которые принимаются молодежью как допустимые ролевые модели. Некоторые из них на первый взгляд радикально отличаются от стереотипного классического образа мужчины, но при этом все же можно заметить отпечатки его наследия. Можно сказать, что эти образы одновременно олицетворяют и борьбу со стереотипами, желание большей свободы в жизненном выборе, и невозможность полного отрыва от всего, что вкладывается в понятие «маскулинность». Я попробую описать те из них, которые кажутся мне наиболее популярными.
1. Усиленный классический маскулинный образ. Мужчина в этом образе представляет собой несомненного победителя. Он доминирует, он добивается всего, чего хочет, ничто не может его остановить на пути к благополучию. У него все есть, и никто с ним не сравнится.
В современном кинематографе этот образ воплощается в персонажах супергероики, которая существенно увеличила свое присутствие в мультимедийном пространстве в последние годы. Трансляция образа идет не только с запада, в современной восточной культуре он не менее популярен, в частности большинство персонажей азиатского аниме соответствует этому образу.
Интересно, что постсоветское пространство словно осталось без своих супергероев. Известные образы богатырей совершенно непопулярны, либо оказавшись вытесненными западными образами, либо не соответствуя критериям, т.к. богатырь не сражается только «за себя», слава и достижения ему неинтересны, будь его воля, он бы вообще не брался за оружие. Конечно, западные супергерои тоже на первый взгляд имеют альтруистические цели, но при этом через них они получают возможность состояться, обернуть все себе на пользу, и в конце концов через победу получают именно то, что нужно им. Богатырь же уже состоялся, он ведет хозяйство, пашет землю, имеет крепкую и любящую семью, и вполне этим доволен (Илья Муромец, например). Т.е. он скорее представляет классического стереотипного мужчину, добытчика и защитника.
Супергерой просто не может проиграть. Это невозможно. В этом просматривается отражение следов памяти о младенческом нарциссическом всемогуществе, когда весь мир был в твоем подчинении и принадлежал только тебе. Также на это указывает способ супергероя воплощать свои желания, он преимущественно телесный, не интеллектуальный. Супергерой — образ инфантильный, что заставляет задуматься вопросом о тенденции к мужской инфантилизации в современной культуре вообще. Но это выходит за рамки данной работы.
Недостаток образа очевиден, он совершенно недостижим, к тому же предлагает видеть мир через призму незрелой, детской логики. Ценности традиционно маскулинные, но гиперболизированные. Если признание — то признание всего мира, если становление — то становление сверхчеловеком.
2. Нерд. Тесное вплетение IT-технологий в нашу жизнь подарило нам образ Нерда. Это тихий, замкнутый в себе парень, хилый, не обладающий ярко-выраженными маскулинными признаками. Казалось бы, в мужской борьбе за место под солнцем ему уготована роль проигравшего. И все бы так и было, не будь он невероятно умным. Нерд приходит к победе через интеллектуальные достижения, заслуживая признание и высокий статус. У него странные хобби, он оторван от мира, но при этом он богат и, благодаря этому, влиятелен, когда нужно. Превосходство он демонстрирует, интеллектуально обыгрывая соперников. Яркие представители преимущественно принадлежат IT-индустрии. Это Билл Гейтс, Марк Цукерберг (Facebook), персонажи кино и сериалов вроде Шелдона из «Теории большого взрыва».
Образ Нерда сейчас невероятно популярен, т.к. открыл путь к успеху многим, кто ранее носил ярлык «неудачника» или «чудика». Женщины также не оставили образ без внимания, на что указывает все больший их интерес к гик-культуре и его представителям. Быть странным стало модно, т.к. в связи с образом ассоциативно указывает на богатый интеллектуальный потенциал, хотя, конечно, такая корреляция не соответствует действительности.
Нерд стремится к победе и интеллектуальному доминированию над другими, что вскрывает его связь с традиционным маскулинным образом. Образ Нерда сексуализирует ум, придает ему фаллическое значение, и ставит его во главу взаимоотношений с окружающим миром и с противоположным полом в частности. Появление этого образа можно назвать позитивным явлением, т.к. он вносит разнообразие и некоторую степень свободы в мужскую роль.
3. Высоко-интеллектуальный социопат. С образом Нерда его связывает наличие интеллектуальных возможностей, хотя в некоторых вариациях это и необязательно. Главным же здесь является неприятие и игнорирование правил общества, отказ им подчиняться, что сопровождается способностью выстроить свою линию поведения наперекор ожиданиям и, таким образом, добиться успеха. Яркими представителями можно назвать Доктора Хауса и Шерлока Холмса в интерпретации BBC.
Образ предполагает, что Социопат, несмотря на все, что он творит, нравится людям. Они видят его необычным и нехотя признают его превосходство. Они восхищаются его нетрадиционными способами мышления и действий, прощают ему его проступки, потому что он не может быть другим.
В образе воплощается сразу несколько моментов, которые могут резонировать с желаниями юноши. Это и перверсивное восприятие мира, предполагающее трансформацию общественных правил под себя, их одновременное учитывание и игнорирование. Это и сепарационные настроения подростков, стремящихся к обретению подлинной социальной идентичности и отторгающие все, что делает их подобными другим. Это и ощущение тяжести притязаний культуры и желание от них избавиться.
Как правило, воплощение образа в полной мере невозможно, разве что только в некой игровой форме. В реальности оказывается, что общество вовсе не хочет любить подобных людей, а уж тем более позволять им побеждать в чем бы то ни было. Образ соответствует скорее подростковому возрасту и его настроениям, и со временем сменяется на нечто более интегрированное в социум.
4. Разучившийся желать, смирившийся. Образ отражает современную тенденцию к появлению все большего количества людей, неспособных воплотить свои желания. У таких людей проблемы с выбором объекта, а если есть объект, то не получается найти путь к нему. Они живут в таком полуфрустрационном, подвешенном состоянии, уже ставшем для них нормой. Они не видят себя победителями в чем-то, не считают, что достаточно хороши, либо пережитый опыт не позволяет им ожидать от своих попыток позитивного результата. Это не состояние, а именно образ, потому что так эти люди видят себя, считают, что такая судьба им уготована. Плыть по течению, разочаровавшимися в жизни и убедившимися в своем проигрыше.
Несмотря на пораженческое настроение, образ распространен. Здесь к следованию образу приводит негативный опыт. Несомненно, такой образ требует вмешательства и психологической коррекции, но проблема в том, что найти субъекта желания в человеке, следующего такому образу, непросто. Человеку самому необходимо обнаружить в себе мотивацию для похода к психологу, наличие стремления к изменению, другими словами, субъекта желания.
Автор:
Понятовский Роман Валерьевич
«В своей работе я использую современные методы и индивидуальный подход. Консультирую очно и онлайн»