Совсем скоро я свяжусь с вами по указанному номеру телефона
Не так-то просто рассказать об отношениях, особенно если в фокусе находятся такие нестандартные отношения, как внутри пары садист-мазохист. Здесь не особо важна операторская работа, декорации или саундтрек, все упирается в работу актеров, в то, как они покажут персонажей, удастся ли им передать химию взаимоотношений, перенести на экран невидимое взаимодействие двух людей.
Актерам Мэгги Джилленхол и Джеймсу Спэйдеру удалось сыграть одну из самых необычных пар, какую только можно увидеть в кинематографе. Во взаимоотношения в семье, на работе, в девиантное поведение обоих веришь, и не возникает сомнения об истинном удовольствии или страдании персонажа от тех или иных событий. Логика повествования также довольно складная, я допускаю, что написание сценария сопровождалось активным консультированием у психолога по поводу реалистичности ситуаций и построения картины в целом. По крайней мере история и метаморфозы сексуального влечения персонажа Мэгги Джилленхол составлены превосходно. Персонаж Джеймса Спэйдера прописан несколько хуже, но в рамках истории этого достаточно. Рассмотрим же истории персонажей более подробно.
Ли Холлоуэй
В самом начале мы знакомимся с персонажем Ли, которая, как выясняется, практикует мазохистский способ получения удовольствия, она режет себя. Начнем с этиологии. Нельзя достоверно сказать, что послужило толчком к спайке боли и удовольствия, но можно сделать несколько предположений.
Ли выросла в дисфункциональной семье. Отец — алкоголик со стажем и не брезгует рукоприкладством. По сцене, когда Ли видит ссору матери и отца, заканчивающуюся ударом по лицу, и реакции Ли на это мы понимаем, что такую ситуацию она видит не впервые, такое происходит и происходило регулярно, возможно папа не чурался практиковать силовой метод и на своих дочерях.
Моя теория следующая: неблагоприятное разрешение эдипового комплекса, что проявилось в формировании девиантного поведения и нетипичной, патологической конфигурации сексуального влечения (спайка боль-удовольствие). Опишем ключевые моменты этого процесса. В доэдипальном возрасте Ли наблюдает взаимоотношения матери и отца, которые сопровождаются побоями и руганью, причем мать все это сносит и вообще делает вид, что все нормально. У нее создается неверное представление о взаимоотношениях двух якобы любящих друг друга людей. Деструктивное поведение отца ассоциативно связывается с проявлением любви (другими словами: бьет — значит любит). При формировании эдипальных триадных отношений Ли идентифицирует себя с матерью, таким образом включая в свою личность образ «наказываемого» из пары наказываемый/наказывающий (хочет на место матери, готова принимать побои как проявление любви отца). Образ «наказывающего» при этом не выносится во вне, что свойственно пассивной форме (мазохизм), а интроецируется через частичную идентификацию с отцом. В итоге получается промежуточная конфигурация пары садизм/мазохизм с разворотом влечения на себя и без проекции активной части («мучить себя»). Такое положение сохраняется в латентном виде до пубертатного периода (в фильме Ли говорит, что начала себя резать с седьмого класса), где известные процессы в организме пробуждают сексуальное влечение, и оно терпит крах при адаптации к реальности, выбор сексуального объекта и установление нормальной сексуальной жизни не происходят в полной мере из-за неразрешенного эдипального конфликта, а точнее из-за самой его конфигурации. Эдипальный конфликт частично разрешается в девиантном поведении, Ли получает удовольствие, когда режет себя.
Позже она попадает в клинику при попытке суицида. Она не вспоминает об этом как о суициде, говорит, что хотела в очередной раз просто слегка порезать себя, но подскользнулась, однако не следует исключать и вытесненную суицидальную тенденцию, которая нашла свой путь для проявления. В клинике ее терапевт явно не прорабатывал мазохистскую установку, сконцентрировавшись на попытке суицида, да и Ли вдали от главного катализатора ее девиантного поведения, отца, видимо не проявляла особого стремления к нанесению себе увечий.
Тут в общем и начинается сюжетная линия фильма. Нахождение вблизи отца и его поведение вновь пробуждает у Ли желание причинять себе боль и таким образом расслабляться. Далее она устраивается в адвокатскую контору, где встречает мистера Грея. Не вдаваясь пока в подробности его персонажа, отметим, как он повлиял на Ли. Эта метаморфоза продолжается на протяжении всего фильма, постепенно, но суть ее проста. Мистер Грей предоставил ей свою персону для проекции активной, «наказывающей» части мазохистской тенденции. Как только вынос произошел, необходимость в нанесении себе порезов отпала. Все это соседствует с вполне нормальным либидозным переносом, в фантазиях мистер Грей представляется как сексуальный партнер, он не просто индифферентный объект, несущий на себе проекцию «наказывающего», он воспринимается как значимая личность. Вступив в такие партнерские отношения Ли, впрочем как и ее партнер, попала в зависимость, свойственную для садиста/мазохиста, отсюда ее упорное желание его вернуть в конце фильма.
На фоне основной линии взаимоотношения Ли с Питером смотрятся блекло, и сразу понятно, что у них ничего не выйдет. Несмотря на сходство во многом между ними, это совсем не то, что ей нужно. Сексуально-эротические предпочтения совершенно не совпадают, а на такой базе отношения не построить.
Мистер Грей
Поговорим же о мистере Грее. О его истории мы знаем гораздо меньше. Знаем, что он был женат, и в связи с этим всплывает интересный момент. Судя по всему, в предыдущих супружеских отношениях он занимал пассивную позицию. Его бывшая жена — женщина властная и отзывается о нем как о слизняке. Когда именно и почему произошел разворот из пассивной формы влечения в активную, носит ли этот разворот компенсаторный оттенок, являлся ли он причиной разрыва отношений, об этом мы никогда не узнаем, можно только догадываться. Лучше рассмотрим то. что мы о знаем о мистере Грее.
В первой же сцене он предстает перед нам как человек со странностями, взгляды, движения, все как-то смотрится необычно. Довольно скоро мы выясняем, что мистер Грей имеет садистические наклонности, слегка приправленные вуаеристскими. Наблюдать мистер Грей любит, особенно за унижающими ситуациями для Ли, которые он сам спровоцировал. Эскалация ситуации происходит довольно быстро, от мелких придирок к работе к откровенному шлепанию филейной части мы приходим без каких-либо особых сюжетных остановок. Мистер Грей постепенно устанавливает свою власть. Увидев Ли с Питером в прачечной, словно ее личная жизнь посягает на его тиранию, он начинает интенсивно навязывать ей свое господство практически над всем, что она делает. В одной из сцен она звонит ему, чтобы узнать, что ей съесть (что потом является особо эротическим моментом для Ли и ее фантазий). Красные фломастеры, видимо, являются символом пениса, их красные колпачки и их доставание/выбрасывание в определенные моменты говорит в пользу этого утверждения. Также интересно, что видимо на бессознательном уровне Ли и Грей с самого начала опознают друг друга и заключают некий садомазохистский контракт, даже еще не зная, во что это выльется.
Но мистер Грей, в отличие от Ли, старается бороться со своими побуждениями. Его девиация носит прогрессивный характер, он постоянно находится в напряжении. Из-за попыток подавления, проявление девиантных наклонностей случается периодически. Какое-то время ему удается контролировать себя, высвобождать энергию через занятия спортом, но рано или поздно запретное желание дает о себе знать. Периодичность подтверждается и частым наемом/увольнением секретарш. Вряд ли многие из них принимали его отношение, как Ли, тирания босса пугала их, и они уходили. Ли предоставляет Грею прекрасную возможность для реализации своих желаний, однако разрядившись, он снова пытается «завязать» до очередного пика интенсивности влечения.
В итоге желание побеждает. Запрет снят его партнершей, и основательно, в чем-то даже ритуально, ее помучив, он берет Ли в жены.
Будут ли такие отношения жизнеспособными долгое время? Сложно сказать, на первый взгляд все разрешилось идеально, но слишком уж приторно счастливый финал. Возможно ни садист, ни мазохист не будут удовлетворены такой гармонией и рано или поздно привнесут элемент мучений не только в сексуальную жизнь, но и в межличностные отношения. Тем не менее зависимость друг от друга и сексуальная совместимость явно будут работать на сохранение брака.
Автор:
Понятовский Роман Валерьевич
«В своей работе я использую современные методы и индивидуальный подход. Консультирую очно и онлайн»